BMW | О Клубе | Форум | Статьи | Скачать | Запчасти | Контакты  

О чем сочиняются анекдоты

Что же это за явление такое – анекдот, который легко превращает обыденное в фантастическое, невозможное в необходимое, абсолютное в относительное, верх в низ, но не для того, чтобы создать новые мифы и иерархии, а для того, чтобы поставить под сомнение существующие? Ответить на этот вопрос легко и сложно одновременно. Давайте попробуем это сделать.

С одной стороны анекдот - простой, часто даже примитивный короткий рассказ из обыденной жизни, с другой стороны – предмет подробных исследований ведущих мировых филологов, антропологов, философов и психологов. Анекдот рассматривает факты в перспективе обыденной жизни, где все непрерывно меняется, накладывается друг на друга и бесследно исчезает. Анекдот не превращает факты в ценности, заведомо «не ценит» предмет своего повествования, поскольку рассказывается он только для того, чтобы над ним посмеяться. Если анекдот чем-то дорожит, то это прежде всего — игра воображения. Главная задача анекдота — смех и то особое удовольствие, которое он вызывает, но отнюдь не истина сама по себе. Смех для анекдота — это и последняя инстанция, удостоверяющая его право на дальнейшую жизнь. Других прав у него нет.

Исследователи говорят, что современные анекдоты исторически возникли как смешные случаи из жизни знаменитых и великих людей. Анекдот непрерывно уравнивает своих героев с обыкновенными людьми, лишает их возвышенности, ставит на место, т.е. Спускает с небес на землю. Даже сами Боги утратили свой статус, став предметом коллективной забавы. Ад и рай стали обычным местом действия анекдотов. Анекдот и не думает реанимировать Богов. Бог анекдотов — это игрушка, помогающая анекдоту разыгрывать новые ситуации. Или этикетка, с помощью которой тематизируется разросшийся мир анекдотов.

Неудивительно, что в советское время в СССР (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда советским городом) наиболее широкое распространение получил политический анекдот — только в такой устной и анонимной форме могло выражаться и широко распространяться критическое отношение к советскому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их сочинение оставалось неуловимым даже для всепроникающих карательных органов, было ограничено страхом ареста и даже ссылкой в лагеря, но анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко самым верным друзьям.

Важно отметить также наличие определенного типа анекдотов, содержащих признаки скрытой зависти: из современности — это анекдоты, где издеваются над «новыми русскими». Это знак социальных антагонизмов, нелюбви к «новым богатым». Одним из мотивов этого чувства возможно является зависть к богатой жизни другого, хотя не следует пренебрегать и тем, что высмеиваемая социальная прослойка была богатым источником для создания анекдотов. Далее, как отклик на множество конкурсов красоты появились и были активно подхвачены анекдоты про блондинок, хотя и понятно что цвет волос не влияет на интеллект.

Смех возможен и в сфере выходящей за рамки некоторой морали. Так, объектом смешного в новых анекдотах современности часто является насилие или убийство. И такие явления определенно присутствуют в современной культуре смеха, хотя и вызывают различные споры с общепринятыми нравственными нормами. Возможно, это скорее присуще юмору молодежи, который часто отличается невинным дикарством, происходящем от непонимания моральных устоев, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки. Суть здесь скорее в механизме действия истории и способе подачи. Абсурдный и жестокий современный анекдот насмешничает в том числе в ситуациях, которые для «романтиков» являются абсолютно не смешными. И здесь намечается тенденция к тотализации насмешки — смешно абсолютно всё и во всём выискиваются лишь смешные стороны. Возможно, это связано с физиологическим действием смеха — смех доставляет удовольствие и может действовать в роли наркотика. Это уже вопрос философии...

Анекдоту еще присуще — и в этом, быть может его главное обаяние — абсолютное бесстрашие. Анекдот привлекает тем типом свободы, которым человек бессознательно дорожит больше всего — свободой, которая его ни к чему не обязывает. Нормальный анекдот ничем не грозит, никуда не зовет и ничего не требует. Анекдот свободен от каких бы то ни было предписаний. Тому, кто его принимает, он обещает чистое, игровое удовольствие. И в этом главная терапевтическая функция анекдота. Он убирает страх перед миром не только тем, что он все и всех в нем уравнивает (хотя это происходит только в фантазии и анекдот отдает себе в этом отчет), но и тем, что он снисходителен к реальному миру, позволяя ему оставаться самим собой.

Анекдот как вид языковой игры, забавы совершенно непроизвольно творит общие значения и смыслы. В силу этого анекдот оказывается одним из самых легких путей к другому человеку — ни к чему не обязывающим и ничем не привязывающим. Анекдот сближает людей, снимает отчужденность между ними, сохраняя их автономию и независимость.

Мудрая притчевость свойственна лучшим анекдотам. Неслучайно некоторые формулы этих анекдотов перешли в афоризмы и высказывания, резюмирующие наш жизненный опыт: «Мне бы ваши заботы, господин учитель!», «Разве это жизнь?», «Не делайте волну!», «Иди докажи, что ты не верблюд!» и т.п. При этом существует значимое отличие анекдотов от высказываний и афоризмов. Это их заведомая анонимность. Даже когда у анекдота есть официальный автор, он, как правило, не афишируется, и часто наоборот – нивелируется, делая анекдот народным творчеством.

Жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни. В одном из польских анекдотов содержится такой диалог:

— У тебя есть новый анекдот?
— Нет. А у тебя?
— Тоже нет. Тьфу! Что за правительство?!

В том, что жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни, убеждаешься, просматривая многочисленные анекдоты в Интернете. Напряжные попытки придумать новый анекдот только в редчайших случаях приводят к успеху. И это случается лишь тогда, когда удается подсмотреть и кратко представить действительно смешной случай или анекдотическую ситуацию в жизни. Андерсен говорил, что лучшие сказки — это те, которые придумывает сама жизнь. К анекдоту это подходит в еще большей мере.




К содержанию