BMW | О Клубе | Форум | Статьи | Скачать | Запчасти | Контакты  
 

Какого цвета скорость?

 

Если бы для понятия "скорость" можно было подобрать цвет, то для этой цели лучше всего подошел бы желтый. Предметы этого оттенка хорошо заметны на большом расстоянии, и если зрение позволит вам на приличной дистанции разглядеть приближающийся с ревом по автобану "Hamann Pole Position", это зрелище запомнится надолго. Оснащенный огромными спойлерами и карбоновыми направляющими для правильной организации потоков воздуха вокруг кузова (на "Hamann Motorsport" их полушутя называют плавниками), этот аппарат просто восхитителен. И если ваше авто не способно развить больше 285 км/час, лучше освободить ему дорогу.

23

Как вы вероятно знаете, термином pole position обозначается первое место в стартовой сетке на автогонках. Его, естественно, занимает наиболее отличившийся по результатам квалификации. Может, разработка "Hamann Motorsport" и не самая быстрая "трешка" всех времен, но, тем не менее, она достойна внимания хотя бы потому, что, до презентации нового поколения "M3", это первая версия "Е46"-й с мотором от "BMW M GmbH" (точнее, разработанным на его базе).

В теории "пришпоренный" 370-сильный 3,4-литровый агрегат мог бы разогнать "трешку" и до более значительной скорости. Но мощные шины, широкие колесные арки и спойлеры, с одной стороны, повышая курсовую устойчивость на прямой и значение g в поворотах, с другой - "съедают" скорость из-за ухудшения показателя аэродинамического сопротивления.

5

"Pole Position" базируется на более ранней разработке "Hamann" - "Competition" - комплекте деталей обвески на кузов для "седана" и "купе" и предназначается для наиболее нетерпеливых поклонников продукции "BMW M GmbH", не желающих ждать презентации новой модели "Е46 М3". "Естественно, когда новая "М-трешка" окажется в нашем распоряжении, мы займемся и ею", - говорит владелец компании Рихард Хаманн (Richard Hamann).

Постоянно откладывающаяся премьера "М3"-й сыграла на руку специалистам "Hamann motorsport", спроектировавшим и построившим "Pole Position" - они опередили "BMW M", первыми представив свою концепцию "Эмки" нового поколения. "У нас еще прошлым летом был готов комплект "Competition"", - объясняет Рихард Хаманн. - "Но нам требовался экспонат для Франкфурта и мы в июле этого года приступили к программе по "Pole Position"".

25

Реализация проекта заняла два месяца. "Смех и слезы", - вспоминает г-н Хаманн. - "Механика была доработана без проблем, а вот электроника стала просто кошмаром. Проводка в двигателе "Е36 М3" и кузове "Е46" абсолютно несочетаема, так что пришлось везде ставить специальные переходники. Хуже всего дело обстояло со спидометром, который оказался несовместим со смонтированной на "Pole Position" электроникой. Так что нам пришлось убрать стандартную панель приборов и заменить ее гоночным блоком. Забавно, но это затруднение в результате позволило нам создать более цельный имидж "гоночного автомобиля для шоссе"".

Когда на "Hamann Motorsport" готовили свой аппарат, проект самой "BMW M GmbH" по "Е46"-й обрастал все новыми догадками. Больше всего домыслов выросло вокруг рабочего объема двигателя, в частности, его увеличения до 3,4 литра. Однако компания еще в конце 1999-го заявила, что, несмотря на увеличение мощности до 340 л. с., литраж останется прежним - 3,2.

6t

Тем не менее, на "Hamann Motorsport" работали, исходя из предположения о возможном увеличении рабочего объема. На основе "эмочного" двигателя был создан практически гоночный агрегат: специально изготовленный коленчатый вал, облегченные поршни. В ГРМ применили новые распредвалы и специально под них доработанные клапаны. Естественно, внесены изменения в программы управления впрыском и зажиганием. На впуске стоит изготовленный из карбона бокс, соединяющий патрубки с воздухозаборником - разработка, пришедшая напрямую из "кузовного кольца" - на высоких скоростях он играет роль своеобразного наддува, "заталкивая" воздух в цилиндры. Естественно, должное внимание уделено и повышению эффективности системы выпуска.

На стенде 3,4-литровый агрегат показал 370 л. с. при 7550 об/мин и 310 ф-фт (420 Нм) при 3500 об/мин. Момент передается на ведущие колеса через 6-ступенчатую КПП от "BMW M3". В главной передаче применен самоблокирующийся дифференциал (40%). Как вы догадываетесь, этот аппарат обладает впечатляющим темпераментом: 0-60 миль/час за 4,6 сек. (0-100 км/час - за 4,7), максимальная скорость -178 миль/час (285 км/час).

wt

Если вы уже готовы приобрести экземплярчик "Pole Position", вынужден вас огорчить: Рихард Хаманн задумал этот проект только для франкфуртского салона. Тем не менее, на фирме можно заказать реплику этой машины, оснащенную "обычным" 3,2-литровым мотором от "М3"-й мощностью 350 л. с. (прирост в 29 л. с. достигается за счет того же карбонового бокса и перенастройки системы выпуска).

Попробовав "Pole Position" на ходу, я понял причину, по которой г-н Хаманн сознательно ограничился производством одного экземпляра этого болида. Если вам когда-нибудь приходилось водить гоночный автомобиль, вы ясно себе представляете, что он не предназначен для повседневной эксплуатации. Хотя электронное управление позволило снизить вибрации в двигателе и рывки и проскальзывания в сцеплении - болезни, которыми страдают серьезно форсированные модели, - тем не менее, шум, создаваемый полугоночной выпускной системой и многократно усиливающийся в салоне, а также очень тряская и жесткая подвеска делают поездку весьма утомительной.

wtr

Изменения в ГРМ привели к сдвигу рабочей зоны в область более высоких оборотов; на "низах" мотор "тянет" хуже, чем исходный агрегат от "М3". Однако, после 5500 об/мин машина работает уже на все сто. Если на 7000 об/мин стандартный двигатель уже слабеет, то тюнинговый вариант продолжает усердно тянуть машину вперед. Хотя максимальная мощность достигается на 7550 об/мин, 3,4-литровая "шестерка" эффективно работает вплоть до 7800.

Создаваемая автомобилем гамма шумов заслуживает отдельного упоминания. Утопите педаль газа, и гул, сопровождающий работу на малых оборотах, сменяется хриплым ревом из-под капота - это впускной коллектор всасывает через углепластиковый бокс воздух в цилиндры. Затем вы различите металлический лязг клапанов и механический шум от работающих все быстрее и быстрее деталей поршневой группы, заставляющих мотор все чаще вдыхать кислород, сжигать его и выбрасывать остатки процесса горения в выпускную систему. Последняя, оснащенная DTM-овскими выхлопными трубами, исполняет собственную партию.

Ярко-желтый аппарат выстреливает вперед, набирая скорость по мере того, как вы снова и снова прослушиваете эту индустриальную симфонию, переходя на каждую следующую передачу.

Внешне машина смотрится отменно; дорожный просвет уменьшен на 40 мм путем установки новых укороченных пружин. Также смонтированы стабилизаторы поперечной устойчивости, а на верхних опорах передней подвески - распорка для улучшения управляемости в поворотах. Расширенные колесные ниши в буквальном смысле заполнены массивными шинами "Continental Sport Contact" на сборных пятиспицевых дисках "Hamann Motorsport PG 2" размером, соответственно 245/35ZR19 на 9,0Jx19 спереди и 275/30ZR19 на 11,0Jx19 сзади. "Continental" выступил спонсором этого проекта - отсюда желтый цвет "Conti Yellow" болида и черные аппликации в виде следа от протектора по кузову.

На неровной дороге комбинация жесткой подвески и низкопрофильных шин сразу дает понять, что автомобиль попал явно не в свою среду. Аппарат заметно потряхивает, однако все же достаточный ход подвески дает возможность даже здесь реализовать значительную долю потенциала его двигателя.

Если же вам удастся найти участок дороги с хорошим покрытием, "Pole Position" - в своей родной стихии. Представьте, что вы на полном ходу подлетаете к повороту. Оттормаживаетесь, четырехпоршневые суппорты намертво вцепляются в огромные тормозные диски (вентилируемые, диаметром 320 мм.) - и скорость как по волшебству растворяется в воздухе. Переходите на более низкую передачу; двигатель издает звучное "вру-у-у-уммм!", когда вы касаетесь педали газа. Ввинчиваетесь в поворот и, по мере выхода из него, начинаете ускоряться. Рев усиливается по мере приближения к красной зоне тахометра (7500 об/мин); разогнались - включайте следующую передачу. Разве это не великолепно?!

Раз "Pole Position" на ходе напоминает гоночный автомобиль, он и выглядеть должен соответствующим образом. Многие согласятся, что в стандартном варианте "Е46"-я "трешка" смотрится излишне стерильно. Тем более поразителен эффект, создаваемый с помощью экстремального комплекта спойлеров, порогов и антикрыльев от "Hamann Motorsport".

Начнем с передка. Выкрашенная в черный цвет решетка радиатора, выполненные в цвете кузова панели-гнезда в фарах и накладки-"брови" на верхней части стекол фар придают автомобилю гораздо более характерный вид. Передний бампер-спойлер организует поток воздуха, направляя его под днище машины только по центру. С помощью специальных карбоновых "плавников", закрепленных в нижней его части, оставшийся воздух направляется вдоль бортов. Весь этот аппарат играет немаловажную роль в организации дополнительной прижимной силы на переднюю ось на высоких скоростях. Многочисленные отверстия в передем бампере подводят воздух к радиаторам (масляному и системы охлаждения), а также к передним тормозам. Последние даже оснащены специальными патрубками, которые направляют подводимый воздух непосредственно к тормозным дискам. Разница в давлении воздуха в районе тормозных механизмов с внутренней и внешней стороны колеса приводит к постояному "вытягиванию" горячего воздуха наружу.

Массивные колесные арки крепятся к стандартному кузову. Последний, однако, перед этой операцией проходит целую серию работ: металлический лист в районе арок загибается внутрь и обрабатывается антикоррозионными материалами. Только после этих процедур колесные ниши без проблем вмещают резину и диски от "Hamann" и обеспечивают достаточный запас пространства, обусловленный ходом подвесок и углами поворота передних колес. Пороги по нижней части боковин визуально объединяют передние и задние арки, а выполненный в гоночном стиле задний бампер, также оснащенный спойлером, логично вписывается в общую концепцию экстерьера. По центру его размещен направляющий аппарат, по которому проходит воздушный поток, "захваченный" воздухозаборником переднего бампера. Расположенное на заднем бампере углепластиковое антикрыло прижимает к дорожному полотну задние колеса. Аналогичную работу выполяет основное антикрыло на крышке багажника и дополнительное - на верхней кромке заднего стекла, в то время, как окрашенные в цвет кузова зеркала заднего вида в стиле "М3"-й играют немаловажную роль в организации потока воздуха вдоль боковин. Еще одна экстравагантная деталь - выполненная в гоночном стиле заливная горловина, смонтированная на теперь, естественно, неподвижной стандартной крышке.

Интерьер вполне соответствует оформлению кузова. Вся отделка - из черной кожи, которую удачно дополняют отдельные мазки в тон цвету кузова. Спортивные кресла от "Hamann" получили вставки желтого оттенка; вся отделка интерьера, деревянная или алюминиевая в стандартной "трешке", заменена панелями, выкрашенными в "Conti Yellow" - накладки на дверях, центральной консоли, панели приборов. Набалдашник рычага КПП и педали - стандартный алюминиевый комплект от "Hamann", равно как и черного цвета коврики.

Что же мы получили в результате? "Hamann Pole Position", реализация инженерной и предпринимательской мысли, прототип, шоу-кар - самая неистовая "трешка", какую только можно вообразить. Она слишком необузданна, чтобы использовать ее в качестве повседневного транспортного средства. Но, если вам хочется как следует прохватить по гоночному треку, вероятно этот болид рекомендуется как наиболее близкий к реальным гоночным BMW для "кузовного кольца". Во всяком случае, если вы не планируете приобрести у "BMW Motorsport" настоящий гоночный аппарат.

по материалам Tuningauto.narod.ru