BMW | О Клубе | Форум | Статьи | Скачать | Запчасти | Контакты  
 

Тюнинг-хан "Hamann"

 

Примеры индивидуального подхода европейских тюнинговых компаний появляются теперь на страницах "Автопанорамы" регулярно и во все большем объеме. Заинтересованность читателей нам понятна: объектами для доработок чаще всего становятся модели, больше всего волнующие отечественного потребителя. Кроме знакомства с последними разработками немецких и других популярных тюнинговых ателье, традиционно фигурирующих у нас в новостях, мы в этом номере предлагаем материал о большинстве новых предложений.

Но не только! Чтобы еще больше акцентировать внимание на профессиональном, высококлассном тюнинге, мы решили провести тест автомобиля, прошедшего такую доработку. Причем наш "демонстрационный объект" интересен во всех отношениях. Во-первых, базой для него послужил бесподобный седан BMW M5, сенсационная новинка! Во-вторых, как известно, М5 и в серийном исполнении - это уже, по существу, тюнинг дочернего отделения BMW - фирмы M-Motorsport (то есть наш экземпляр оказался в реальности "тюнингом в квадрате"). В-третьих, это вообще первый тест BMW M5 на территории России, причем как серийного, так и тюнингового. К тому же автором тюнинга машины был специалист редкий, элитный, очень компетентный и, что не всегда очевидно, приверженец интеллигентного тюнинга - немецкая компания Hamann. Она известна очень высокими ценами (даже среди высоко ценящих себя других фирм, занимающихся тюнингом BMW!), а также крайне малыми сериями выпускаемых машин, что вызвано тщательным и долгим циклом переделок. Достаточно сказать, что таких вариантов М5, какой достался нам на тест, в мире есть еще пока всего два экземпляра. Так что это - эксклюзив высшей пробы. Тем интереснее было посмотреть и попробовать, что, зачем и как привносит тюнинг в автомобиль, который и в своей серийной версии признан самыми привередливыми ценителями верхом совершенства среди спортивных седанов XX века!

Традиции против... классики!

Действительно, тот, кто заказывает тюнинг нового поколения BMW M5, должен быть очень решительным человеком. Причем во всем. Во-первых, финансовая сторона: выложив почти 100 тыс. долларов за серийную М5, нужно заплатить еще 70 тыс. немецких марок фирме Hamann, и цена итогового продукта будет сопоставима со стоимостью самых редких спорт-купе класса Grand Tourismo, вроде Aston Martin или Ferrari. Во-вторых, владелец тюнинговой Hamann BMW M5, по всей видимости, должен быть абсолютно равнодушен к некоторым внешним деталям: переделанный автомобиль теряет некоторые атрибуты М5, о которых знают все, - колесные диски специфического дизайна, отличающиеся от обычных бамперы... Мастера Hamann подходят к тонкой, классической красоте серийной М5 с позиций традиционного тюнинга - все нужно заменить, используя типичные грубые и массивные атрибуты!

Результат этого облагораживания (несомненно, многие сочтут его обезображиванием) - крепкие, но со слишком простым рисунком колесные диски Hamann, гипертрофированный передний бампер с сильно развитыми спойлерами под ним; сзади - большой спойлер и козырек-дефлектор над стеклом, и опять же - "раздутый" задний бампер, отличительная черта которого - четыре удлиненные выхлопные трубы. У базовой М5 они слегка высовываются из-под бампера, здесь же - видны издалека. Все это, вероятно, впечатляюще, но распознать собственно М5 нельзя, скорее можно подумать о кардинальном тюнинге какой-нибудь BMW 540 или даже 528 - многие фирмы предлагают столь же солидный внешний дизайн-пакет даже для базовых версий 5-й серии BMW! Поэтому шильдик М5, родной, заводской, фирма Hamann оставляет - для идентификации.

 Характеристики

Hamann M5

M5

Габариты, мм.:

4789х1815х1420

4785х1800х1430

База, мм.:

2830

Клиренс, мм.:

105

120

Тип двигателя:

бензиновый V8, 32-клапанный

Рабочий объем, куб. см.:

4941

Макс. мощность, л. с. (об/мин):

445 (7000)

400 (6600)

Макс. момент, Нм (об/мин):

520 (4500)

500 (3800)

Привод:

на задние колеса

Трансмиссия:

механическая, 6-ступенчатая

Тормоза:

дисковые, вентилируемые

Шины спереди/сзади:

245/40ZR17 / 275/35ZR17

245/40ZR18 / 275/35ZR18

Максимальная скорость, км/час:

305

250

Время разгона 0-100 км/час, сек.:

~5,0

5,3

1000 м., старт с места, сек.:

23,9

24,2

Пять с плюсом

По нашей информации, на сегодня этот автомобиль - пока наиболее мощная версия 5-й серии. Потому что Hamann, в отличие от большинства тюнинговых фирм, не рискующих залезть во внутренности "святой" М5, модифицирует и механику автомобиля! К базовой отдаче в 400 л.с. Hamann прибавляет немного, но достаточно: 20 л.с. изыскиваются после переработки выхлопной системы, а еще 25 л.с. - за счет изменений в программе системы управления двигателем. Конечно, с 5-литрового мотора V8 М5 можно было при желании снять и больше, но тогда ресурс двигателя сильно уменьшился бы, да и трансмиссия машины, как оказалось, слабовата даже для базовых 400 "лошадей". Здесь же Hamann дает полнейшую гарантию (как юридическую, так и "моральную"), что никакого насилия над техникой не совершается и надежность машины ничуть не меньше, чем у серийной. Но главное, Hamann расправляется со столь нелюбимыми владельцами М5 электронными ограничителями - максимальной скорости и оборотов. Здесь дотошного "надзирателя" за максимальной скоростью (250 км/ч) нет, так что теперь машина может при настойчивости водителя даже несколько превысить рубеж в 300 км/ч - неплохо для седана! Время разгона с места до "сотни" серийной М5 составляет 5,3 с. И вот эти самые три десятые, вероятно, нервируют владельца. Нет проблем: М5 Hamann укладывается строго в 5 секунд!

Сложнее с ограничителем оборотов. К сожалению, он необходим. Например, один очень уверенный в себе заказчик-итальянец уговорил специалистов фирмы убрать всю защиту двигателя, ссылаясь на свой колоссальный водительский опыт. В итоге, выехав за ворота мастерской и втопив на II передаче, он, естественно, был потрясен теми ощущениями, которые испытал, когда могучий мотор М5 "сорвался с цепи" и пошел набирать обороты - 8000, 9000... К сожалению, эти ощущения столь же обворожительны, сколь и быстротечны, двигатель в таком режиме продержался секунд десять, а затем замолк навсегда... Поэтому здесь найден компромисс: по достижении 7000 об/мин электронный ограничитель "подзадерживает" зажигание, и в результате стрелка тахометра остается около этой отметки.

Кроме того, переработке подверглась ходовая часть: специалисты Hamann заменили пружины и амортизаторы, заодно уменьшив клиренс машины на 15 мм. Последнее обстоятельство, равно как и сильное "ужесточение" и без того не мягкой подвески М5, могло бы навести ужас на владельца машины в свете предстоящей эксплуатации на фантастически плохих дорогах Питера. К счастью, российский заказчик поверил обещаниям инженеров Hamann, что ни уменьшение клиренса, ни более жесткие пружины и стабилизаторы не скажутся на удобстве эксплуатации в России, и, как мы убедились, правильно сделал! Наши опасения по поводу низкосидящих автомобилей с "дубовой" подвеской часто, как выясняется, основаны на чистом незнании...

Перед динамическим тестом мы еще полюбовались ручной отделкой (переделкой!) салона Hamann M5. У базовой BMW М5 (как и на обычных BMW 5-й серии) - превосходные материалы отделки, самый дорогой упругий пластик на передней панели, дверях, боковинах кузова. Классно... Да, но на этом экземпляре пластика, даже пусть и самого-самого, не видно! Все поверхности салона с удивительной тщательностью обшиты прекрасной тонкой черной кожей! И - потрясающий штрих - потолок салона (на М5 обитый тканью) в версии Hamann отделан такой же превосходной кожей (наимоднейшего сейчас цвета "свежее сливочное масло"), что и сиденья. Классные алюминиевые "сверленые" педали в гоночном стиле, алюминиевые вставки на дверях и консоли серийной М5 заменены деревянными... Глядя на все это, понимаешь, что кругленькая сумма за переделку не с потолка свалилась - она там, на потолке машины, в какой-то мере и находится! Но - хватит любоваться салоном, 5-литровая "восьмерка" под капотом уже заведена и прогревается, так что в бой!

Адская стрекоза

Мы уже публиковали тест серийной BMW M5, поэтому желающие могут взять апрельский номер "Автопанорамы", чтобы освежить впечатления и сравнить поведение М5 с тюнинговым вариантом.

Не жалея знаменитый немецкий спорт-седан, мы устроили испытания на ускорение и сразу же обнаружили, что специалисты Hamann существенно "загнали" мотор "на обороты", как это любят делать в тюнинговых фирмах. Если у серийной М5 сумасшедший разгон начинается около 5000 об/мин, то мотор М5 Hamann, хоть и помощнее, остается меланхоличным примерно до 6000 об/мин. На II передаче (ближе к 7000 об/мин) автомобиль превращается в какого-то беса: приседая на "корму", давая ездокам понять, какая мощь в данную секунду передается на задние ведущие колеса, машина буквально припечатывает пассажиров к спинкам кресел и обеспечивает восхитительное, ураганное ускорение. Выхлопная система настроена умельцами из Hamann так, что, вероятно, наибольшее впечатление от разгона оставляет... звук! Это не похоже ни на что: металлический, бьющий по нервам звук! Его нельзя назвать ревом или воем, это какое-то усиленное во сто крат "шелестение" адской стрекозы, спрятавшейся под капотом. Причем в салоне оно слышно гораздо меньше, чем снаружи (звукоизоляция потрясающая - сигнал своего же клаксона внутри почти неразличим), и оригинальная "тевтонская" мелодия заставляет людей невольно обращать внимание на машину. Серийная М5, обязанная отвечать строгим европейским нормам шумности, такой арией похвастать не может!

Любопытно, что по достижении заветных 7000 об/мин мотор как будто кто-то держит, стрелка мечется около этой отметки. Впрочем, на 7000 об/мин двигатель может работать продолжительное время. Если на III передаче машина без всяких усилий разгоняется почти до 200 км/ч, то, наверное, не стоит сомневаться в том, что можно превысить скорость в 300 км/ч! Конечно, при таких разгонных упражнениях даже на сухом асфальте лучше оставлять включенными знаменитые электронные системы BMW (которые инженеры Hamann не снимают) - противобуксовочную и контроля тягового усилия. Благодаря им никакие усилия не в состоянии сорвать ведущие колеса в пробуксовку или вызвать легкий занос при резком разгоне. Но зато где от выключенной электроники можно получить максимум удовольствий, так это на грунтовом треке, куда мы все же не побоялись загнать эксклюзивный автомобиль.

В заездах принял участие известный питерский раллист Виктор Балакан. И его восхищению не было предела: "Нарезать круги по мокрому гравию вообще удовольствие, а еще и на такой мощной заднеприводной машине, как M5 Hamann. К тому же ведь это все-таки бизнес-седан, запрограммированный на чисто асфальтовую езду! Тем не менее, за счет прекрасного рулевого управления и идеальной развесовки почти 5-метровый автомобиль поражает маневренностью и послушанием. Многие маленькие короткобазные спорт-купе позавидуют потрясающей устойчивости и управляемости машины, причем на таком сверхскользком покрытии и с "асфальтовым" протектором шин! Ну, а уж о прелести скольжений на таком мастодонте можно и не говорить! Тяговые возможности машины, - продолжает Виктор, - не просто потрясающие, они запредельные. На II передаче при 6500 об/мин и, разумеется, с отключенной противобуксовочной системой машина "тащит" себя по кругу стабильно и мощно - никаких намеков на провалы в работе мотора, а ведь даже очень мощные автомобили при долгой езде внатяг на высоких оборотах неизбежно "скисают", теряют задор. Здесь же потенциал крутящего момента огромен. И даже несмотря на то, что ведущие колеса пашут землю в постоянной пробуксовке, все равно мощи хватает для неограниченных ускорений! И это безо всякой турбины! Но совершенно очевидно, что при таком сумасшедшем крутящем моменте сцепление, лишь немного модифицированное по сравнению с BMW 540, откровенно слабовато - при любом сеансе спортивной езды оно "палится"! Конечно, с такой мощностью уже необходимо ставить полугоночное металлокерамическое сцепление, но тогда оно будет очень требовательно к себе в обращении, а ведь владельцы М5 - отнюдь не гонщики! А так лихой водитель М5 без серьезной спортивной подготовки сменит сцепление не один раз! Зато - простота в обращении..."

К этому можно добавить еще и полнейшее отсутствие кренов даже в самых отчаянных виражах - серийная М5, несмотря на спорт-подвеску, довольно заметно кренится на поворотах!

А еще нас поразила пресловутая "жесткая и низкая" подвеска Hamann. По нашему мнению, и у базовых моделей BMW 5-й серии великолепный для серийных легковых машин симбиоз управляемости и комфортабельности. Подвеска даже простой BMW 523 обеспечивает прекрасное сочетание минимальных кренов и отличной фильтрации неровностей. Но и М5 в версии Hamann поражает: комфортабельность такой ультраспортивной подвески восхитительна. Ужасные ямы и трамвайные пути машина пролетает на значительной скорости, совершенно не беспокоя пассажиров. Но и сама она не шелохнется - даже отдаленного намека на раскачку, да что там, на едва уловимое движение кузова относительно шасси невозможно почувствовать! Как хорошо, что специалисты Hamann понимают эту сильнейшую сторону шасси BMW и доводят ее до идеала!

Тюнинг. Хорошо ли это или плохо? Пример такой выдающейся, очень дорогой, эксклюзивнейшей машины, как BMW М5 в своей серийной версии, показывает, что есть еще очень много возможностей для улучшений, доводок, изменений. Равно как и то, что, создавая даже самые дорогие машины, производитель стремится "скроить", сэкономить - доводка отделки салона на Hamann M5 лучшее тому доказательство! К тому же общеизвестно, что массовый производитель, тот же концерн BMW, настолько зажат многочисленными "нельзя" европейских законодательств, что вынужден чем-то обделять своих клиентов, например, некоторыми динамическими (акустическими) удовольствиями. Иначе модель просто не пройдет омологацию в Европе! Тюнинговая же фирма, продукция которой - штучный "самодельный" продукт, имеет возможность сделать все, что угодно, регистрируя переделанные машины в порядке исключения, под личную ответственность владельца! И нет проблем.

Так что тюнинг не только нужен, он необходим. Но особенно эффективным он будет, если заказчик точно знает, причем по пунктам, что он хочет и зачем. Тогда результат будет великолепным, и уже никто не назовет его дурным вкусом, а от таких обвинений пока чаще всего страдает продукция тюнинговых компаний. Чего клиент хочет, то он и получает, - и этот принцип будет жить в тюнинге всегда, в то время как в массовом производстве он, кажется, навсегда канул в Лету...

по материалам Tuningauto.narod.ru