BMW | О Клубе | Форум | Статьи | Скачать | Запчасти | Контакты  
 

Утраченное звено эволюции. От Е-38 до М7

 

Линия автомобилей компании BMW имеет довольно простую и понятную градацию. Столь привычные нашему уху названия «трешка», «пятерка» и т.д. своей лаконичностью вполне соответствуют немецкой четкости. Понятна также и «заряженная» серия «эмок»: М3, М5, M roadster и M coupe. Но в этой линейке всегда имелась дыра. Модели М7 ни когда не существовало. По крайней мере, до сих пор.

Конечно, можно упрекнуть специалистов технического центра «Наука-Авто» в излишней самонадеянности. Но объем проделанной работы и, что немаловажно, подход к этому проекту являются более чем серьезными аргументами к тому, что автомобиль был назван М7.

Но столь обязывающее название не было единственной задачей проекта. Необходимо было создать автомобиль представительского класса, обладающий спортивными повадками и возможностями.

За основу был взят BMW 740 1999 г. Выпуска с двигателем М62 TU. Сразу было решено, что одной лишь доводкой мотора и внешним аэродинамическим обвесом нельзя ограничиться. Иначе получиться не М7, а очередной тюнинговый автомобиль. И двигатель, а АКПП, и редуктор заднего моста, и тормоза, и подвеска, т.е. практически полная переработка всей машины. Все, что устарело и морально, и физически, не могло обеспечить современных требований к автомобилю.

Итак, двигатель. Изначально V-образная «восьмерка» имела объем 4,4 л. Расточкой цилиндров, заменой коленвала и шатунов, изменением хода поршня его рабочий объем был увеличен до 5 литров. Удалось также поднять степень сжатия до 11.

Головка блока также была доработана. Каналы отполированы. Установлены распределительные валы с расширенными фазами газораспределения, а для еще большей отдачи была установлена другая система VANOS, позволяющая расширить диапазон регулировок фаз. Доработанные клапаны с пружинами от спортивного мотора довершили картину.

Нужно отметить, что все работы по доводке мотора тщательным образом просчитывались. Все делалось под лозунгом «Сто семь раз отмерь, перепроверь и только затем отрежь».

В итоге трех месяцев кропотливого труда получился продукт, который можно с полным правом считать фактически новым двигателем. Ему и код свой присвоили – M62B50. И это уже не кажется слишком самонадеянным. Тем более что при доводке мотора использовались серийные детали BMW. Никакой самодеятельности. Точный расчет, анализ, подбор параметров и минимальная доводка из принципа «не навреди». Возможно, это не столь эффектно, как изготовление своих собственных тюнинговых запчастей, зато гарантия таких работ сродни заводской.

Новые возможности мотора необходимо было развить и не задушить выхлопной системой. Глушители Supersprint (4 трубы по 90 мм диаметром) позволили не только оптимизировать работу выхлопной системы, но и придали двигателю по-спортивному басовитое звучание.

Доводка АКПП также вылилась в создание принципиально новой трансмиссии. Изучение коробки ZF-5HP24 позволило найти необходимые резервы для повышения ее возможностей. Используя корпус и оставив часть «родных» деталей, коробка была собрана заново, как конструктор.

Поскольку трансмиссии для концерна BMW, как и для многих других автопроизводителей, изготавливает крупнейший мировой производитель автокомплектующих – компания ZF, удалось подобрать необходимые элементы АКПП без значительных переделок. Так в новой коробке появились детали, используемые как в самих автомобилях BMW, так, к примеру, в Volkswagen Phaeton c 6-литровым двигателем W12.

Кроме фрикционов, были заменены управляющие соленоиды, изменены настройки гидравлического блока и системы управления коробкой. Гидротрансформатор был подобран не просто под передачу большого крутящего момента, а в соответствии с тяговыми характеристиками нового двигателя. Для этого сам мотор гонялся на стенде, и результаты его испытаний и настроек легли в основу дальнейших работ по проектированию и доводке трансмиссии и ходовой. В итоге получилась АКПП, которой стало под силу передавить крутящий момент более чем в 520Hm.

Далее настала очередь редуктора заднего моста. Учитывая, что двигатель вырабатывал крутящий момент без явных провалов практически до 6500 об/мин, решено было установить редуктор с большим передаточным числом (3,15 вместо 2,93). Это давало дополнительный выигрыш в разгонной динамике автомобиля. Кроме того, был поставлен редуктор с самоблокировкой дифференциала от М5 (Е39). Это потребовало поменять конструкцию балки заднего моста для крепления нового редуктора и модернизировать карданный вал (установка другого фланца).

После завершения всех работ по «железной» доводке еще около двух месяцев заняли доработка, настройка и согласование систем управления двигателем и АКПП. Программы были переделаны практически полностью. По итогам все проделанных работ проявился чрезвычайно странный результат. При всей своей динамике (около 6 секунд до сотни) и мощи (380 л.с. на 5800-6000 об/мин и 520 Hm на 3500-4000 об/мин) автомобиль показал феноменальную экономичность. Около 16 л. на 100 км. пробега для автомобилей подобного класса – результат более чем выдающийся. Сказались четкая согласованность и настройка работы двигателя, АКПП и всей трансмиссии.

Подвеска претерпела не столь кардинальные изменения. Однотрубные амортизаторы Bilstein, усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости. При выборе тормозов спортивным AP-Racing предпочли более бюджетную, но менее серьезную тормозную систему от бронированного BMW 750.

Внешность автомобиля решено было выдержать в стиле shadowline. Все блестящие молдинги и детали экстерьера приобрели матово-черный цвет. Аэродинамический обвес от Hamann c бампером GTR подходил к данной концепции как нельзя кстати. Тем более что он был также сделан в стиле M-Technic. Но все оказалось не так просто. Выяснилось, что Hamman временно прекратил выпуск таких бамперов, и пришлось искать иной выход. В итоге, по эскизам ТЦ «Наука-Авто» бампер изготовила компания Pro-Line. Заключительным штрихом к образу «спортивного лимузина» стали стильные колеса от Breyton.

Работа над салоном автомобиля была доверена компании AV Studio. В интерьере эффект «лимузина» еще более очевиден. Кожа и дерево. Однако синяя гамма вставок в креслах, дверной обшивке и торпеде делает салон более модерновым и современным.

Но особое внимание было уделено мультимедиа-оснащению автомобиля. Такому звуку могли бы позавидовать многие. Основной поставщик компонентов – Alpine. От этой фирмы и головное устройство (CDA-9831R), и процессор (PXA-H700), и DVD-чейнджер (DHA-SP680P), и коммутатор (KCA-410C), и мониторы в подголовниках передних кресел (KCA-410C).

Звук представлен тремя усилителями (пара Phonex Gold Ti500.4 Phonex Gold Ti600.2) и акустикой Boston (фронтальная PS 6,5 и задняя двухкомпонентная PS 5,5). Плюс к этому сабвуфер Soundstream EXW-12. В результате автомобиль дает возможность слушать музыку (в том числе формат mp3), смотреть фильмы DVD с качеством домашнего кинотеатра и даже играть в Sony Playstation 2.

Но, отдавая должное мастерам «звука и кожи», все-таки нужно сказать, что это красота внешняя. И хоть она и затрагивает большинство человеческих чувств, сердцу ближе и милее то, что было сделано с двигателем и трансмиссией.

Будет когда-нибудь в модельном ряду концерна BMW автомобиль с индексом М7, неизвестно. Но можно точно сказать, что машина, подготовленная мастерами ТЦ «Наука-Авто», вполне достойно восполняет это утраченное звено эволюции.

Даниил Шургальский
журнал «Тюнинг», август 2004